?

Log in

О "ханжестве" Джейн Эйр. Заметка об очевидном. - Русскоязычное сообщество поклонников творчества сестер Бронте, в частности, романа "Джейн Эйр"

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация

Биографии:
Шарлотта Бронте
Эмили Бронте
Энн Бронте
Романы сестер Бронте:
"Джейн Эйр"
"Городок"
"Шерли"
"Грозовой перевал"
Стихи сестер на русском и английском языках
Англоязычные ресурсы
Jane Eyre
Shirley
The professor
Villette
Wuthering Heights
Agnes Grey
The tenant of Wildfell Hall
The life of Charlotte Bronte by Elisabeth Gaskell

Март 7, 2013


Previous Entry Поделиться Next Entry
miss_candell
11:14 pm - О "ханжестве" Джейн Эйр. Заметка об очевидном.
Оригинал взят у miss_candell в О "ханжестве" Джейн Эйр. Заметка об очевидном.
Мне неоднократно приходилось участвовать в спорах по поводу ханжества* Джейн Эйр. Мол, Рочестера она любила не по-настоящему, раз оставила его одного, уехала, не смогла ради Великого Чувства поступиться какими-то глупыми условностями!

Меня очень удивляет такое прочтение романа и такое глубокое непонимание характера героини и реалий, в которых она принимает решения и действует.

(КДПВ! Да, я фанат версии с Далтоном)
6a00e5500c8a2a88330154355a0531970c
Картинка from here: http://rosiepowell2000.typepad.com/blog/2011/09/jane-eyre-1983-review.html

Прежде всего, следует отметить, что про контекст и возможные социальные последствия бегства с Рочестером Бронте пишет мало, очень мало, почти ничего. Она не концентрируется на этой стороне, поскольку подразумевает, что читать ее роман будут современники, понимающие пресловутый контекст не хуже нее. И все-таки нельзя сбрасывать его со счетов. Отдавшись во власть мужчине с весьма сомнительным жизненным опытом, мужчине, который обманывал ее столько времени и чуть было не пошел на преступление, став двоеженцем (sic!), не имея ни поддержки в лице друзей и семьи, ни материальных средств, - словом, никаких гарантий, - Джейн подвергла бы себя величайшему риску. Остаться брошенной и опозоренной, но не просто брошенной и опозоренной, но и родить детей во грехе. Не будем списывать со счетов религию: Шарлотта Бронте была дочерью священника, Джейн Эйр была дочерью священника, и, хотя в романе не пишется о том, что она была глубоко религиозна и склонна к исступленной вере, для нее эта самая вера была как воздух. Воспитанная в духе викторианской морали и христианства, Джейн Эйр не могла пойти на такой поступок не только потому, что это означало бы не только ее личное моральное падение, но и ее нелюбовь к Рочестеру. Почему – поясню чуть позже.

«Джейн Эйр» для меня роман отличающийся, прежде всего, своим глубоким психологизмом, который, с одной стороны, не оставляет места для разнообразных трактовок, и с другой - позволяет многое не просто понять разумом, но и прочувствовать вместе с героиней (на текстуальном уровне этот эффект достигается с помощью рассказа от первого лица, символизма, описаний состояния героини, в чем-то схожих с дневниковыми записями или даже с «потоком сознания»). Поступок Джейн продиктован не только и не столько вышеуказанными социальными причинами – было бы слишком поверхностно думать, что условности или даже испытание бедностью могли бы стать для нее препятствием. Он продиктован ее глубокими моральными убеждениями, представлениями о чести и чистоте перед Богом (а не перед людьми). Джейн, будучи единым целым с человеком, которого она любит, являясь «плотью от плоти его и костью от кости его», понимает, что разрушение личности одного из них явилось бы разрушением обоих. Ее падение было бы и его падением, а значит, и падением их любви как священного союза, задуманного на небесах.

Но дело не только в этом. Вернемся к вопросу любви к Рочестеру. Джейн, с ее полным отсутствием жизненного опыта, интуитивно понимает, что Рочестер нуждается в очищении от той темной части своей жизни, которая привела его к разгульному образу жизни, к разочарованию, к мрачности, словом, ко всему «темному», что в нем есть, и что она, будучи его светлым ангелом, не в силах была в нем искоренить. Сбеги она с ним, она превратила бы его последнюю надежду на спасение в прах – вот почему ее поступок есть доказательство ее глубочайшей любви к нему (как ни странно, один из первых разговоров героев про вересковый мед как раз об этом. Показательно, как права Джейн, говоря о его горечи, даже не подозревая, о чем идет речь). Рочестеру нужен пожар, ему нужно очищение, и он проходит через него, обретая смирение и божественное прощение (аллегория очистительного огня). Его слова, которые Джейн слышит через тысячи миль, разделяющие их, таким образом, вовсе не «фантастика» и не «мракобесие», а ровным счетом наоборот, благословение, помощь, посланная свыше, чтобы спасти Джейн от бесплодного и пустого принесения себя в жертву Сент-Джону, который предлагает ей путь служения Богу в прямом смысле слова. Сент-Джон в этом плане – фигура глубоко символичная, показывающая, что пустое следование вере и пути христианских добродетелей если не губительно, то бесплодно, и не ведет ни к личному счастью, ни к счастью окружающих.

Таким образом, хоть для нас это и не очевидно, «Джейн Эйр» глубоко христианское произведение, насыщенное христианским ригоризмом и, не побоюсь того слова, пафосом. Мы же, разумеется, воспринимаем лишь ту любовную часть, которая для нас очевидна, актуальна и лежит на поверхности, и мы имеем на это полное право. Но не стоит забывать и о контексте (в самом широком смысле слова). В противном случае можно не только не понять произведение, но и трактовать его совершенно превратно.

*Кстати, к вопросу о ханжестве. Очень часто это слово употребляют неверно. Определение из словаря: ХАНЖА - Лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью. (Толковый словарь Ожегова).

(21 комментарий | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:drimtim
Date:Март 7, 2013 07:38 pm
(Link)
В ханжестве мне думается, упрекают прежде всего те, которые пытаются оценить поведение героини с высоты современных "норм" поведения.
[User Picture]
From:miss_candell
Date:Март 7, 2013 07:39 pm
(Link)
Или идеалисты законченные)
[User Picture]
From:aryalev
Date:Июль 18, 2013 11:15 pm
(Link)
Даже с высоты современных норм далеко не все жаждут быть вторыми, пусть даже муж вообще не общается с женой.
[User Picture]
From:Екатерина Назарова
Date:Март 9, 2013 10:02 am
(Link)
Согласна . Кроме того здесь играет роль не только религиозный фактор .Согласитесь если вы узнали что ваш жених во-первых держал супругу десять лет под замком ( даже погулять не выпускал ради своих интересов) ,а во-вторых бросал девушек одну за одной - одна мол глупая, другая развратная, третья еще какая-то не такая . В третьих УЖе обманул вас один раз ( с Бланш). То вы призадумаетесь - а стоит ли полагаться на такого .Ведь живи она с ним вне брака ,она была бы полностью зависима от него (и в браке то зависима, а в таком варианте еще больше) - больше никогда - ни работы ( кроме ,пардон проституции), ни друзей , ни личной свободы
[User Picture]
From:miss_candell
Date:Март 9, 2013 03:02 pm
(Link)
Ни самоуважения))
Я уверена, что Джейн верила, что он любит ее и относится к ней в тысячи раз лучше, чем к Селине или Бланш. Но он был человеком запутавшимся в собственном нелегком жизненном опыте, и ему нужно было то самое очищение, которое получил он, между прочим, спасая Берту.
Ну а что он ее взаперти держал - так она же буйная была. Думаю, тут не стоит делать из него такого монстра, какие прогулки в таком состоянии, как у нее?
[User Picture]
From:Екатерина Назарова
Date:Март 9, 2013 07:22 pm
(Link)
Вообще-то больным нужны прогулки - она не монстр ,а тяжело больной человек (причем наследственно).Так что его желание скрыть ее ото всех и не пускать даже во двор - это отвратительно .Даже зэков , приговоренных за массовые убийства выпускают прогуляться под охраной,а она по сути ни в чем не виновата и даже ее развращенность обусловлена болезнью .Но 10 ЛЕТ не пускать человека вдохнуть кислорода - это по -моему садизм (пусть невольный) .Тут и сумасшедший превратиться из простого психа в чудовище.
То что он ее спас ,конечно многое искупило - но не даром Шарлотта как бы в наказание заставила его самого еще три года провести в темноте (даже после спасения Берты и обретения веры) - это символическое наказание - он держал ее в темноте "взаперти" ,а потом сам попал в "темноту" .Только пройдя долгий путь страданий он смог жить нормально и искупить вину и перед Бертой и перед Джейн.
А то что он при всем при том не монстр сам - это ясно -просто его закидоны обусловлены воспитанием и социальным положением . Он привык быть господином и любые попытки сопротивления встречал с удивлением ,по меньшей мере.
Вообще мне нравиться этот роман потому что там нет "плохих" или "хороших" ( кроме Брокльхерста возможно) .Даже миссис Рид - вызывает сочувствие ,когда ее сын погибает .Она сама виновата - и все равно ее жалко . Берту жалко . Рочестера - тем более - жалеешь его и злишься ,что он смог найти себя только к 40 годам .И радуешься что все-таки нашел ,пусть ценой физических и моральных страданий .
Джейн сама не однозначна - недаром она ест кашу свиней - это образ блудного сына из библии.

А то что лучше бы относился чем к Селине - это точно , но быть зависимой даже от любящего человека ,зависеть от его настроений ,быть все время на грани .. это ужасно .Какая уж тут нормальная жизнь ,нормальное воспитание детей.
[User Picture]
From:miss_candell
Date:Март 9, 2013 07:58 pm
(Link)
Если честно, я не уверена, что в викторианской Англии были представления о том, как содержать таких больных, нужны ли им прогулки и прочее. То, что он скрывал, можно понять.

Она там не в темнице сидела все-таки, ее кормили, держали в тепле. Мне кажется, что грязная рубаха, надетая на ней в фильмах - отчасти преувеличение.

[User Picture]
From:Екатерина Назарова
Date:Март 10, 2013 05:16 am
(Link)
19 век - все таки не 15 -какая-никакая медицина уже была развита. Но мне даже интересно стало . Попробую найти информацию о содержании больных в обычных медучереждениях . Что-то мне подсказывает ,что даже в Бедламе и т.д были прогулки на свежем воздухе. К тому же Рочестер рассуждает о том мол ,что воздух в Ферндине будет вреден для Берты - то есть представление о вреде гнилой и несвежей среде он имеет .
А теперь представьте маленькую, не проветриваемую комнатку и в ней 10 лет безвылазно (за исключением редких побегов) живущую женщину- какие там будут "ароматы"? Возможно Шарлотта просто не озаботилась этим вопросом ,потому что образ Берты все таки больше функциональный и символический .Если бы Шарлотта реально описывала положение больного человека - вот тут то бы и был самый треш и ужас.
Про Ловуд есть довольно реалистичные описания - цыпки на ногах девочек, кашель , замерзшая вода итд . То есть, если бы она захотела описать положение больного реалистично - она бы это сделала .Но как я уже выше заметила Берта все таки скорее нужна для развития интриги и для символический фигуры безумия . Поэтому мы и не особо ужасаемся ее положению - мы просто не видим в ней живого человека, да это и не предусмотрено "правилами игры автора" .А то что выше написала о слепоте - возможно это и не так и три года слепоты Рочестеру даны не за Берту, а по неким другим причинам . А я с современной точки зрения приписываю Шарлотте феминистическое "наказание мужчины за издевательство над женщиной". Не знаю, тут надо глубже копать и понять как все таки сама Шарлотта относилась к заточению Берты . Из прямого текста романа это непонятно. Возможно там есть скрытые символы ,незаметные на первый взгляд , которые и говорят об истинном отношении автора.
[User Picture]
From:Екатерина Назарова
Date:Март 9, 2013 10:22 am
(Link)
И вообще мне поведение Рочестера и его желание не только взять хорошую девушку в жены, но и покровительственное намерение "облагодетельствовать" сиротку , обманывая ее, напоминает анекдот
Ковбой-девочке в пустыне:
"Возьми доллар,сиротка!"
"Нет"
"Возьми доллар,сиротка"
"Да не сиротка я!Вон мой папа стоит"
Ковбой достает пистолет и стреляет
"Возьми доллар,сиротка"
[User Picture]
From:remedios_
Date:Март 9, 2013 06:15 pm
(Link)
Интересные мысли, давно уже не размышляла на тему моральной устойчивости Джейн. В юности я считала, что выбор Джейн - правильный и естественный (наверно, потому что заранее знала, что будет хэппи-энд), став старше, я засомневалась - а правильно ли это, прожить всю жизнь, будучи верной идеалам и не познав любви, пусть даже не вечной, но взаимной и страстной... Сейчас, пожалуй, снова вернулась к своей изначальной точке зрения - надо идти правильной дорогой (той, к которой тебя призывает совесть) и, возможно, встретишь счастье. Так же как Джейн.
Однако в жизни хэппи-энды не так часты. Поэтому понимаешь, как же это надо быть воспитанной, как же надо хранить верность себе и своим взглядам, чтобы потенциально быть готовой прожить свою жизнь в одиночестве. Это, мне кажется, потом прозвучит в самом депрессивном романе Бронте "Городок".
[User Picture]
From:Екатерина Назарова
Date:Март 9, 2013 07:48 pm
(Link)
И насчет христианства в романе .Оно может для нас не очевидно .Но выражается не только религиозными нормами героев ,но и самой структурой произведения . Структура почти дословно повторяет один из главных текстов протестантизма - роман Джона Баньяна - "Путь паломника". Конечно для людей 19 века это более очевидно, но не стоит отбрасывать этот факт и сейчас. Повторяет и на уровне композиции и на уровне поставленных проблем и на уровне скрытых цитат , которые для нас не очевидны в силу отсутствия комментариев к переводу.
И кроме Баньяна - протестантский сборник "Книга общих молитв" - там даже по датам совпадает с определенными днями, обозначенными в молитвеннике. Например падение Рочестера с коня совпадает с падением Савла с коня по дороге в Дамаск и превращением его в апостола Павла. Путь Рочестера это путь от Савла к Павлу
Так что вы очень правильно , хотя возможно и не зная этих фактов, - определили главную тему романа - путь людей к истинному христианству . У Джейн свой у Рочестера - свой, и лишь прийдя к некоему общему знаменателю, пониманию веры они могут быть вместе.
[User Picture]
From:miss_candell
Date:Март 9, 2013 07:53 pm
(Link)
Баньяна я читала, и он упоминается в книге, между прочим. Про даты - не прослеживала, честно. Спасибо, что поделились.
Тема пути к просветлению и очищению вообще была очень популярной в викторианской Англии, это такое "общее место".


[User Picture]
From:Екатерина Назарова
Date:Март 9, 2013 08:17 pm
(Link)
Тут интересно все таки не простое упоминание ,а почти постмодернистское "гиперцитирование" - повторение глобальной структуры одного произведения в другом. Такое редко встречалось и кажется Шарлотта была первой в английской литературе ,кто сделал это так основательно .Она сейчас у литературоведов зарубежных проходит как "предтеча постмодернизма" в этом смысле)) Могу покопаться в своих архивах и покидать ссылок .Вообще я готовлю глобальный пост на эту тему ,но все времени не хватает . Сначала надо разгрести архивы и привести цитаты из найденных статей в стройную систему ))
И к тому же произведение не только христианское ,но и прямо скажем - масонское .Не сочтите меня за сумасшедшую или сторонницу теорий заговора в духе "Кода да винчи")) . Но это реальные факты - Бренуэлл был масоном и рассказывал сестре об этом опыте и масонских символах ,а она этим воспользовалась и добавила в роман
Там что там странное сочетание христианства и гностической мистики, которые в итоге приводят к общему знаменателю - признанию любви как высшего смысла жизни человека .Любви не только в романтическом смысле ,а скорее как понятие "агапе" - сочетание физической, духовной и религиозной связи человека с другим человеком , с богом и вселенной
Я понимаю что это звучит банально ,но сама жизнь по сути довольно банальна и всеми и христианами и мистиками и психологами признано - такое проявление любви - высшее достижение жизни человека .но оно доступно не всем ,а только тем кто прошел определенный путь . Это не только викторианская тема - это по большому счету главная тема литературы и философии - от Платона до Юнга
[User Picture]
From:miss_candell
Date:Март 9, 2013 08:25 pm
(Link)
Прекрасно сформулировано, спасибо. Буду благодарна за ссылки, так серьезно этим вопросом я не занималась и не думала об этом, хотя тема пути и скитания обоих и необходимости совершенствования в христианских своих воззрениях налицо и для Джейн, и для Рочестера. Также было бы очень интересно прочитать Ваш пост.

Безусловно, речь идет об агапэ - это очень хорошо прослеживается, и так полно описано со всех сторон, что удивляют всякие творения а-ля "Глубокое Саргассово море". Именно это меня и поражало всегда и привлекало в романе, но сформулировать на таком уровне в голову не приходило.



[User Picture]
From:Екатерина Назарова
Date:Март 10, 2013 05:45 am
(Link)
А меня удивляли люди видящие в финале банальный хэппи-энд.Не знаю может быть это чисто субъективно -но мне всегда, с детства, при чтении последних строк захватывало какое-то чувство светлой грусти и радости. Персонажи напоминали выживших после кораблекрушения - прежняя жизнь в обломках, физические и моральные потери, но они построили новую и нашли что-то очень важное .
"Теперь уже небо для него не пустая бездна, и земля не кажется ему мраком" - мне казалось это ключевой фразой. Для меня это в корне отличалось от обычных счастливых финалов "они поженились ,куча детей все счастливые и толстые. ура ура".
Потом я выросла, узнала что такое символизм , термины вроде "агапе", прочитала Платона, Юнга , "Бегущую с Волками" Эстес и.т.д. И под мое субъективное ощущение начала подкладываться некая теоретическая база - то есть я поняла, что автор совершенно сознательно говорит об очень определенных вещах. Поискав по гуглу я нашла статьи зарубежных литературоведов и - да - там все это было довольно четко разобрано - Шарлотта сознательно строит христианско-мистическую аллегорию.

А что касается "Саргассова моря" - это очень показательное произведение. Оно создавалось в эпоху распада Британской Империи и все традиции и символы Империи подвергались деконструкции. В том числе и "великий британский роман " как явление. Не избегла этой участи и Эйр.
Это нечто вроде нашей Перестройки - все что было до этого со знаком плюс - стало минус и наоборот . Отсюда и "хорошая Берта" и "плохой Рочестер " и.т.д.
На мой взгляд это довольно примитивно и плоско, но обусловлено историей - наверное каждая страна бывшая Империей , проходит этот этап. Ничего не поделаешь.


Edited at 2013-03-10 05:47 (UTC)
[User Picture]
From:fogandsmoke
Date:Июнь 13, 2013 10:55 am
(Link)
Очень интересная трактовка бегства как способа спасения Рочестера от его темной стороны (и пожара как символа его очищения). Каюсь, я тоже Джен осуждала за то, что она сбежала, а не стала его перевоспитывать и не пожертвовала собой во имя улучшения Рочестера.

Очень убедительно написано.
[User Picture]
From:miss_candell
Date:Июнь 13, 2013 06:51 pm
(Link)
Спасибо большое!)
[User Picture]
From:mysh_shumelka
Date:Июль 3, 2013 06:47 am
(Link)
miss_candell
Спасибо за размышления, с большим интересом прочла )
Никогда не думала об отношениях Джен и Рочестера в этом ключе, но склонна с вами согласиться )
В том, что она оставляет его в расцвете сил и возвращается к нему, сломленному и покалеченному, мне виделась идея, что Рочестер времён неудавшейся свадьбы был бы резким и деспотическим мужем, как бы Джен ни старалась смягчить его. И только Рочестер, лишившийся и богатства, и здоровья, и Торнфилдхолла, для которого один свет в окошке - Джен, стал ей идеальным спутником )
Христианская идея делает этот поворот глубже и благороднее, наполняет смысл.
Как раз думала на днях о том, что Джен даже в самый драматичный момент - решая, уйти ей или остаться, - ищет поддержки не в молитве, а в образе покойной матери. Возможно, в тексте есть упоминания, что Джен где-то молится или ходит в церковь, хотя бы вскользь, но я этого не помню.
Бог живёт в её сердце, но это никак не проявляется во внешних обрядах. Что мне импонирует )

Ещё про отношения Джен и Рочестера хотела сказать ) при последнем прочтении подумала: главное, что их свело, - взаимопонимание )) особенно по контрасту с Бертой, блистательной внешне, но с которой он не сказал и нескольких слов перед свадьбой. Отношения-отражения с Селиной, Гиацинтой и Кларой - дамы хороши собой, но с ними не о чем говорить.
И Джен - абсолютная противоположность: неказистое горчичное зёрнышко - и полное единение душ )
Он видит и понимает её так, как не сможет понять никто другой. Ни в чьих более глазах она не будет озорным эльфом, никто другой не скажет - "ответ в стиле Джен Эйр!"
И вообще вот это зарождение их отношений у нас на глазах, в разговорах - а потом ещё и его рассказ о том, как в его душу проникало чувство к ней, - самое сладостное для меня в романе. Я вообще не помню больше книг, где такое сближение было бы показано )
Насчёт отношения Рочестера к Берте - а в чём вина-то его перед ней? Только в том, что женился неосмотрительно. А так уход обеспечил, насчёт прогулок - может её выводили воздухом подышать на площадку на крыше. Меня как раз тронуло, что когда замок сгорел, Рочестер селится в доме на тех болотах с ядовитыми испарениями, куда он не решился жену отправить. Я правильно понимаю, что это именно тот дом?
[User Picture]
From:miss_candell
Date:Июль 3, 2013 07:53 am
(Link)
Спасибо большое за теплый отзыв!
Согласна, опять-таки, с Вашими словами о беспомощном Рочестере: все совершенно верно. Без этого проблем бы у них было куда больше.

Согласна насчет того, что их духовное сближение и близость и любовь показаны очень красиво, глубоко и проникновенно... Это и мои любимые моменты в книге :)

Насчет Берты - не знаю, как лучше он мог распорядиться ее судьбой. По-моему, все было сделано и организовано достойно, насколько это вообще возможно по викторианским временам,
[User Picture]
From:avvatarka
Date:Июль 18, 2013 06:17 pm
(Link)
Очень интересно было прочесть вашу трактовку романа.
Относительно Берты-тут Рочестер монстр и еще раз монстр.Не зря его так карает провидение.

Берта больна и ее болезнь наследственная.Ее развращенность,приступы агрессии обусловлены нарушениями психики.Ей нужен уход,питание,прогулки,наблюдение докторов.Но Рочестер делает как удобно ему-он помещает ее в фактическую тюрьму для того,чтобы скрыть факт своей женитьбы.Ведь поместив ее в лечебницу ему придется объяснить кто она,да и документы у нее имеются.О ней он думал в перерывах между ненавистью к ней и желанием освободиться от нее.
И еще один момент:вы считаете,что у них действительно единение душ?

Edited at 2013-07-18 18:17 (UTC)
[User Picture]
From:aryalev
Date:Июль 18, 2013 11:11 pm
(Link)
Думается, поселился он в этом доме для того, чтобы постепенно себя убить.

> Go to Top
LiveJournal.com